Вниз

25 Январь 2011

Из опыта работы Московской гимназии на Юго-Западе №1543 по организации исследовательской деятельности учащихся

Шаронова Н.В., Гомулина Н.Н.

 

В настоящее время в рамках личностно-ориентированной  образовательной парадигмы новое звучание приобретает классическая педагогическая проблема формирования творческих способностей учащихся через организацию их исследовательской деятельности.

В гимназии реализуются как проектные методики обучения, так и исследовательская деятельность учащихся по индивидуальным учебным планам. При этом формирование исследовательских умений учащихся в процессе исследовательской деятельности осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время.

На уроках по самым различным предметам в соответствии со спецификой учебного предмета у учащихся формируются методологические знания о процессе познания и закономерностях научных исследований. Учащимся предлагаются различные задания исследовательского характера, и таким образом учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность.

Существуют и специальные учебные предметы, ведущей задачей которых выступает подготовка учащихся к проведению исследовательской работы. К таким предметам можно отнести биолого-физический практикум для учащихся 6 классов, который представляет собой интегрированный курс, неразрывно связанный с программой по биологии и призванный сформировать у учащихся знания и умения, необходимые для проведения естественнонаучных исследований. Данный курс является пропедевтическим по отношению ко всем естественнонаучным предметам – физике, химии, биологии, географии. Большой вклад в формирование исследовательских умений учащихся 8 – 11 классов вносят профильные курсы технологии – это физические, химические, биологические практикумы, спецсеминары и спецкурсы по литературе, истории, математике. Так, например, в гимназии созданы авторские физические практикумы, основанные на компьютеризированном эксперименте с использованием лаборатории L-микро и лаборатории «Архимед». На занятиях этого практикума  учащиеся классов математического профиля проводят экспериментальные исследования физических явлений, изучаемых в соответствии с учебной программой.

Например, в 9 классах физико-химического профиля реализуется курсовая работа как форма научно-исследовательской деятельности. При этом все учащиеся данного профиля пробуют себя в новом качестве исследователя, итогом данной деятельности может быть выступление на научной конференции и защита курсовых работ. Выполнение курсовой работы ставит перед собой ряд как образовательного, так и развивающего характера:

  1. Учащиеся должны уметь:

1)    формулировать проблему, цели и задачи исследования;

2)    использовать разнообразные источники информации, а именно – научную, научно-популярную и учебную литературу, компьютерные обучающие программы, Интернет;

3)    систематизировать и обобщать полученную информацию;

4)    применять законы, теории в конкретных практических ситуациях;

5)    различать причину и следствие;

6)    планировать эксперимент для проверки выдвинутой гипотезы;

7)    оценивать правдоподобность и значимость полученных результатов;

8)    оценивать соответствие теоретических выводов имеющимся данным.

  1. Учащиеся должны научиться:

1)    логично и доступно представить свою работу в виде письменного текста;

2)    оформлять работу согласно выдвинутым требованиям;

3)    грамотно выражать свои суждения в словесной форме, отстаивать свою точку зрения, корректировать свои взгляды в свете убедительных аргументов;

4)    составлять краткий, но выразительный доклад по результатам своей работы, включая в него иллюстративный материал.

Для достижения поставленных целей решаются следующие организационные задачи по организации исследовательской деятельности учащихся:

  • Подбираются разнообразные по форме и содержанию темы исследования, которые могут заинтересовать учащихся и будут доступны для выполнения.
  • Разрабатывается система требований к оформлению курсовой исследовательской работы, к докладу на конференции.
  • Разрабатывается система промежуточного контроля выполнения работы и критерии оценки результатов деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время организуется в различных формах: это работа учащихся в научно-исследовательских институтах, разного характера и разной продолжительности профильные практики (поездки и походы учащихся гуманитарных классов с выполнением заданий по литературе, истории, археологии, работа учащихся биологических классов на загородных экспериментальных базах, выполнение исследовательских заданий по информатике учащимися математических классов), выездные многопрофильные летние и зимние школы, участие в различных творческих конкурсах и конференциях, занятия в кружках по профилю и, наконец, возникшая четыре с половиной года назад особая форма работа учащихся – исследовательская деятельность под руководством научного руководителя – учителя гимназии. Остановимся на этой форме подробнее.

В начале учебного года учащиеся, склонные к проведению исследовательской работы, выбирают руководителя и тему исследования и заполняют план исследовательской работы на год. Совместно с руководителем разрабатывается методологический аппарат исследования – формулируются цель и гипотеза исследования, выбираются методы и определяются этапы работы. Это оформляется в виде программы исследования. И начинается индивидуальная исследовательская работа или работа небольшой группы учащихся над одной темой под руководством учителя. Достаточно часто руководителями этой деятельности учащихся выступают учителя-совместители, являющиеся научными работниками или вузовскими преподавателями по основному месту работы. Практически все руководители исследовательской работы учащихся являются кандидатами и докторами наук.

В этом учебном году исследовательской работой в такой форме заняты более 60 учащихся, 25 учителей. Ведутся исследования проблем в области гуманитарных, естественных и физико-математический наук. В работе принимают участие гимназисты с 5 по 11 класс. Ведущими принципами в организации этой деятельности выступают принципы единства научности и доступности, добровольности и положительной мотивации, обеспечения познавательной самостоятельности и свободы в творческих проявлениях. Разумеется, в большинстве случаев новизна выполняемых исследований носит субъективный характер. Однако некоторые работы учащихся обладают объективной новизной, о чем свидетельствуют публикации работ учащихся, например, в журнале «Квант» и «Природа», выступления учащихся на различных ученических конференциях с признанием новизны результатов исследования. Правда, число публикаций невелико, и предстоит определенная работа в этом направлении.

Вот примеры тематики исследовательских работ учащихся в этом году:

  • Исследование оптико-спектральных свойств источников света с помощью призмы прямого зрения и цифровой фотокамеры.
  • Среды с отрицательным показателем преломления.
  • Определение аналитической чувствительности комплектов реагентов для выявления патогенов методом полимерной цепной реакции. Изучение протекторного действия пептида семакс на объём поражения мозга крыс при фокальном инсульте в условиях ишемии и ишемии-реперфузии.
  • Изучение особенностей взаимодействующих галактик на основе наблюдений на телескопе Фолкеса.

Ежегодно по итогам исследовательской деятельности проводится общегимназическая научная конференция учащихся гимназии. Работа конференции организуется в рамках гуманитарной, естественнонаучной и физико-математической секций. На секциях заслушиваются значительное число докладов, присутствует много гимназистов и учителей. Работа всех секций проходит при очень высокой активности учащихся, вызывает большой интерес.

Существуют и определенные трудности в организации обсуждаемой формы исследовательской деятельности учащихся, основной из которых можно считать все еще имеющую место общую учебную перегрузку учащихся.

Анализ проводимой работы показывает, что все формы организации исследовательской деятельности учащихся играют большую роль в создании условий для проявления и развития общей и специальной одаренности учащихся, в развитии познавательных интересов, учебной мотивации и формировании профессиональных намерений гимназистов.

В определенном смысле можно говорить о сложившейся системе организации исследовательской работы учащихся,  имеющей значительный воспитательный и развивающий потенциал, создании системы привлечения ученых для реального руководства исследовательской деятельностью учащихся.

Еще из рубрики Научные статьи

Поделись своими мыслями!

(обязательно)
(обязательно)

Почтовые адреса не публикуются.

Подпишись на комментарии