Вниз

Отчет РЦ

О работе Ресурсного центра Московской гимназии на Юго-Западе № 1543

Инновационные комплексы и Ресурсные центры создаются в образовательных учреждениях как комплексная поддержка инновационных  педагогических практик.

В гимназии реализуется программа повышенного уровня для детей, способных к активному интеллектуальному труду,  реализуются как проектные методики обучения, так и исследовательская деятельность учащихся по индивидуальным учебным планам. При этом формирование исследовательских умений учащихся в процессе исследовательской деятельности осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время. Ведущими принципами в организации научно-исследовательской деятельности учащихся выступают принципы единства научности и доступности, добровольности и положительной мотивации, обеспечения познавательной самостоятельности и свободы в творческих проявлениях.

Исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время организуется в различных формах: это работа учащихся в научно-исследовательских институтах, разного характера и разной продолжительности профильные практики (поездки и походы учащихся гуманитарных классов с выполнением заданий по литературе, истории, археологии, работа учащихся биологических классов на загородных экспериментальных базах, выполнение исследовательских заданий по информатике учащимися математических классов), выездные многопрофильные летние и зимние школы, участие в различных творческих конкурсах и конференциях, занятия в кружках по профилю и, наконец, возникшая четыре с половиной года назад особая форма работа учащихся – исследовательская деятельность под руководством научного руководителя.

Гимназия является победителем конкурса современный урок, проведенным ООО «Педагогический поиск», в 2011 г. Гимназия стала лауреатом Национальной премии «Элита российского образования».

В 2011 г. гимназия стала лауреатом Премии гранта Мэра Москвы в области образования (4-е место среди 10 лучших ОУ).

Победителями и призерами различных этапов региональных олимпиад по 14 предметам стали 298 учащихся гимназии. На заключительном этапе Всероссийской олимпиады победителями и призёрами стали 10 учащихся. В других олимпиадах городского уровня стали победителями около 300 учащихся.

Гимназия участвует в разнообразной экспериментальной и инновационной деятельности, как в рамках округа, так и города, в двух ГЭП. На базе гимназии функционирует с 2010 года Ресурсный центр «Развитие креативной сферы одарённости учащихся на основе формирования исследовательских компетенций».

Нормативные документы по работе Ресурсных центров:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июня 2009 г. N 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»
  • Положение о деятельности государственного образовательного учреждения в режиме ресурсного центра как инновационного комплекса в системе Департамента образования города Москвы (приложение № 1 к приказу ДО от 01.09.09.№ 1006).
  • Приказ Департамента образования  от 26 мая 2010 года № 1015 «О переводе государственных образовательных учреждений города Москвы в режим ресурсных центров как инновационных комплексов системы образования».

В Западном округе с мая 2010 года функционирует 5 городских ресурсных центров по темам (темы Ресурсных центров были первоначально названы Департаментом образования):

  1. «Обновление содержания образования» гимназия №№ 1541, 1584.
  2. «Воспитание и социализация» ЦО № 1471,
  3. «Управление ОУ» ЦО № 324,
  4. «Здоровьесберегающие технологии» ЦО № 1317

С ноября 2010 г. согласно приказу № 01 – 07/ 3189 от 30.11.2010   ЗОУДО открыты еще 7 Окружных Ресурсных центров (темы Ресурсных центров были первоначально названы ЗОУДО)

№ п/п ОУ направление тема
1 ГОУ ЦО № 97 «Школа здоровья» Управление образовательным учреждением. Модели школы Управление формированием здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
2 ГОУ ЦВР «Синегория» Воспитание и социализация Формирование социально-гражданской позиции молодежи в системе детских общественных организаций
3 ГОУ СОШ № 1238 Воспитание и социализация Духовно-нравственное образование
4 ГОУ ЦДТ «Можайский» Воспитание и социализация Обучение детей и подростков пожарной безопасности средствами дополнительного образования
5 ГОУ ЦО № 1485 Педагогический профессионализм Повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании филологической грамотности обучающихся
6 СЮТ «Солнцево» НТТМ и обучение естественно-научным дисциплинам Формирование молодежной составляющей научного потенциала столицы
7 ГОУ гимназия № 1543 Способности и компетенции Развитие креативной сферы одаренности учащихся на основе формирования исследовательских компетенций

С 30 ноября 2010 г. на базе Московской гимназии на Юго-Западе № 1543 функционирует Окружной Ресурсный центр «Развитие креативной сферы одаренности учащихся на основе формирования исследовательских компетенций».

Целью создания РЦ (согласно Положению    о деятельности государственного образовательного учреждения в режиме ресурсного центра инновационного комплекса в системе Департамента образования города Москвы) является:

  1. Организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на позитивные изменения в деятельности образовательных учреждений;
  2. Объединение ОУ, реализующих актуальные инновации,  заинтересованных в обновлении содержания и форм образовательной практики;
  3. обеспечение информационно – аналитического сопровождения деятельности РЦ.

В рамках работы РЦ в 2010-2011 гг. коллективом гимназии была проведена следующая работа:

  1. Круглый стол «Методика организации научно-исследовательских работ учащихся по естественнонаучному направлению», 2010 г. Приняли участие 20 учителей из других ОУ.
  2. Семинар 30 марта 2011 г. «Методика проведения конференций научно-исследовательских работ учащихся», в которой приняли участие 19 учителей округа и три представителя Окружного методического центра, в том числе Шустова О.В., которая сейчас работает директором ОМЦ. Гости приняли участие в работе 6 секций XIV общегимназической конференции по итогам исследовательской деятельности учащихся гимназии и в работе круглого стола.
  3. 19 октября 2011 г. проведено городская конференция Ресурсных центров.
  4. Обмен опытом работы с одарёнными учащимися с представителями Форума Ленский край (Якутия). Приняли 6 гостей. Апрель 2011 г.
  5. Обмен опытом работы по организации исследовательской деятельности с преподавателями и студентами университета г.Кёльна (Германия). 28 сентября 2011 г. Проведено 4 открытых урока учителями Хачатуряном А.В., Раскиной И.В., Волоховым А.Ю., Галкиной Т.А.., прошло обсуждение уроков и круглый стол по проблеме организации исследовательской деятельности учащихся, перед гостями выступили ученики 10А Бондарь П.и Малявко А. (на немецком языке), выполнившие в прошлом учебном году исследовательскую работу под руководством Марковой Е.М. и Королева Д.Ю.).
  6. Проведено 10 открытых уроков для учителей округа. В работе приняли участие
Учитель Предмет, класс Дата
Глаголев Сергей Менделевич биология, 10б 02.03.2011
Боков Павел Юрьевич физика, 11в 9.02.2011
Терещенко Елена Всеволодовна литература, 10г 10.02.2011
Маркова Елена Михайловна немецкий язык, 6б 11.02.2011
Сперантов Владимир Владимирович Литература, 6б 17.02.2011
Шейнина Ольга Эдуардовна история, 7б 21.02.2011
Руднева Валентина Анатольевна химия, 8б 24.02.2011
Михайловская Наталья Анатольевна история искусств, 11г 1.03.2011
Волжина Елена Дмитриевна литература, 7а, 7б, 7в 2.03.2011
Бессонова Наталья Юрьевна математика, 5а 21.03.2011
Богданова Елизавета Сергеевна английский язык, 9в 23.03.2011
Букина Марина Михайловна русский язык, 5а 24.03.2011
Раскина Инесса Владимировна математика, 5а 5.04.2011

 

7)     Стендовая сессия научно-исследовательских работ учащихся, на которой приняло участие 3 учителя из других ОУ округа и города. Февраль 2011 г. Тематика докладов следующая:

  1. Зависимость интенсивности роста плесневого гриба Penicillium verruculosum peyronel от содержания сахарозы в питательной среде. Купреева М.Д. Научный руководитель Волкова П.А.
  2. Груминг у рыжих полевок (Clethrionomys glareolus) с поврежденным гиппокампом. учащиеся 11 класса «A» Палкина Ксения А. и Поздеева Д.
  3. Изучение дифракционных изображений. Чупахин Андрей. Колесник Николай. Научный руководитель Селиверстов А.В.
  4. Изучение связи между запахом предмета и ассоциирующимся цветом. Федорова Д.М. Научные руководители – Квашенко А.Н., Волкова П.А.
  5. Александр Александрович Зимин. Жизнь и судьба учёного. Рытова Ю, Казакова Д., Горбач М.,  Моргульчик М., Кожевникова А. Научный руководитель Кацва Л.А.
  6. Разгадка тайны полярных сияний. Цеханович Анна, 5 класс. Научный руководитель Шаронова Н.В.
  7. Изучение электропроводности растворов различных веществ на оборудовании L-микро. Гладкий Антон. Научный руководитель Давыдова М. Н.
  8. Сеточное картирование флоры Удомельского района Тверской области. Абрамова Л.А., Борисова П., Митирёва Е. Научный руководитель П.А.Волкова
  9. Почему все хотят запретить воду? Петри Н.Д. Научный руководитель Волкова П.А.
  10. Получение йодида празеодима. Серёгина Анастасия. Научный руководитель Савинкина Е.В.
  11. Интерференция волн. Кузьмин Денис. Научный руководитель Боков П.Ю.
  12. Изменение кислотности слюны в зависимости от времени выполнения физического упражнения. Коткин Л.А. Научный руководитель Квашенко А.Н.
  13. Изучение особенностей восприятия двойственных изображений. Научные руководители – Квашенко А.Н., Волкова П.А.
  14. Измерение ускорения свободного падения методом математического маятника. Никитин Сергей, Федченко Анастасия. Научный руководитель Королёв Д.Ю.

 

В работе окружной конференции учащихся «Эврика» приняли участие

Название работы Ф.И.О. автора (авторов) работы Класс Ф.И.О. руководителя
1 Изучение дифракции на одной и нескольких щелях Прокопьев Виктор Сергеевич 11 Сперантов Владимир Владимирович
2 Изучение и создание трёхмерных изображений Щеглов Денис Игоревич 11 Селиверстов Алексей Валентинович
3 Груминг у рыжих полевок (Clethrionomys glareolus) с поврежденным гиппокампом Палкина Ксения Андреевна, Поздеева Дарья Антоновна 11 Зарайская Ирина Юрьевна
Глаголев Сергей Менделевич
4 Определение отношения заряда электрона к его массе Корзун  Ксения Александровна, Бобкова Валерия Сергеевна 11 Поваляев Олег Александрович, Боков Павел Юрьевич
5 Молекулярно-генетический анализ видового разнообразия сообществ хемолитотрофных микроорганизмов Докшукина Алина Алексеевна 11 Мария Андреевна Турчанинова
6 Д.Р.Р. Толкин «Лист Ниггля». Разнообразие интерпретаций Райская Олеся Сергеевна 9 Богданова Елизавета Сергеевна
7 Изучение работы и создание действующей модели электронной схемы запуска лампы дневного света, основанной на умножителе напряжения Бондаренко Дмитрий Владимирович 11 Королев Дмитрий Юрьевич
8 Развитие зародышей большого прудовика

(Lymnaea stagnalis) как система биомониторинга водорастворимых загрязнителей

Кириченко Александры Ивановны, Цветкова Юлия Владиславовна 11 Елена Евгеньевна Воронежская, Глаголев Сергей Менделевич
9 Исследование критериев протекания окислительно-восстановительных реакций Крылов Иван Николаевич 11 Савинкина Елена Владимировна, Руднева Валентина Анатольевна
10 Изготовление камеры Вильсона Манапов Искандер Тимурович, Широбоков Сергей Константинович 11 Боков Павел Юрьевич
11 Составление генетических паспортов и установление родственных связей Милова Вера Михайловна, Милова Лидия Михайловна 11 Лебедев Ю.Б., Глаголев Сергей Менделевич
12 Исследование работы и построение рабочей модели умножителя напряжения Сергеев Алексей Дмитриевич 11 Боков Павел Юрьевич, Королев Дмитрий Юрьевич
13 Педагогические идеи французского просвещения Кудряшова Аксинья Ильинична 11 Кацва Леонид Александрович
14 Исследование тайны полярных сияний Цеханович Анна Илларионовна 5 Шаронова Наталия  Викторовна
15 Создание анаглифических изображений на компьютере Прохоров Александр Владимирович 11 Селиверстов Алексей Валентинович
16 Роль словесных элементов в фильме Ч.Чаплина «Малыш» Штейн Елизавета Анатольевна 9 Богданова Елизавета Сергеевна
17 Исследование химического состава атмосферы Земли по наблюдениям за полярными сияниями Шишкин Михаил Андреевич 11 Гомулина Наталия Николаевна
18 Исследование поляризованного света Шахов Сергей Николаевич 11 Сперантов Владимир Владимирович

 

Из них призерами являются:

СЕКЦИЯ «БИОЛОГИЯ»

Название Авторы Класс Школа Руководитель Результат
1 Развитие зародышей большого прудовика (Lymnaea stagnalis) как система биомониторинга водорастворимых загрязнителей Кириченко Александра Ивановна, Цветкова Юлия Владиславовна 11 Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 Воронежская Елена Евгеньевна, Глаголев Сергей Менделевич Лауреат
2 Молекулярно – генетический анализ видового разнообразия сообществ хемолитотрофных микроорганизмов Докшукина Алина Алексеевна 11 Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 Турчанинова Мария Андреевна Дипломант
4 Груминг у рыжих полевок (Clethrionomys glareolus) с поврежденным гиппокампом Палкина Ксения Андреевна, Поздеева Дарья Антоновна 11 Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 Зарайская Ирина Юрьевна, Глаголев Сергей Менделевич Номинация «За практическое достижение автора»

СЕКЦИЯ «ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

Название Авторы Класс Школа Руководитель Результат
1 Д.Р.Р. Толкин «Лист Ниггля». Разнообразие интерпретаций Райская Олеся Сергеевна 9 Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 Богданова Елизавета Сергеевна Лауреат

СЕКЦИЯ «ХИМИЯ»

Название Авторы Класс Школа Руководитель Результат
1 Исследование критериев протекания окислительно-восстановительных реакций Крылов Иван Николаевич 11 Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 Савинкина Елена Владимировна, Руднева Валентина Анатольевна Лауреат

СЕКЦИЯ «ФИЗИКА, АСТРОНОМИЯ»

Название Авторы Класс Школа Руководитель Результат
1 Исследование солнечной активности – «Улыбка Солнца» в декабре 2010 года Зуев Антон Викторович 11 ГОУ СОШ № 844 Тимакина Елена Сергеевна, Гомулина Наталья Николаевна

(В рамках РЦ)

Лауреат

(астрономия)

2 Изучение и создание трёхмерных изображений Щеглов Денис Игоревич 11 Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 Селивёрстов Алексей Валентинович, Боков Павел Юрьевич, Галкина Татьяна Александровна Дипломант (физика)
3 Изучение работы и создание действующей модели электронной схемы запуска лампы дневного света, основанной на умножителе напряжения Бондаренко Дмитрий Владимирович 11 Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 Королёв Дмитрий Юрьевич, Боков Павел Юрьевич, Галкина Татьяна Александровна Дипломант (физика)
5 Определение отношения заряда электрона к его массе Корзун Ксения Александровна, Бобкова Валерия Сергеевна 11 Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 Поваляев Олег Александрович, Боков Павел Юрьевич, Галкина Татьяна Александровна Номинация «За теоретическое достижение автора»
6 Исследование работы и построение рабочей модели умножителя напряжения Сергеев Алексей Дмитриевич 11 Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 Боков Павел Юрьевич, Галкина Татьяна Александровна, Королёв Дмитрий Юрьевич Номинация «За практическое достижение автора»

 

2 Исследование тайны полярных сияний Цеханович Анна Илларионовна 5 Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 Шаронова Наталия Викторовна Лауреат (астрономия

 

8)     Сотрудники гимназии приняли участие к конференциях, круглых столах других РЦ- посещено 7 мероприятий городских и 5 мероприятий окружных.

9)     В рамках работы РЦ проводится работа по исследованию солнечно-земных связей. Проведено 2 рабочих совещания с учителями школ 844, 1248, 1596. Проведены занятия с учащимися.

10) Выступления на Всероссийских конференциях:

  • Всероссийская конференция «Творчество молодежи  в создании информационных образовательных технологий», сентябрь 2011г. Андреева Е.И., Гомулина Н.Н. «Информационное пространство научного творчества одарённых учащихся».
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», февраль 2011 г. Гомулина Н.Н., Шаронова Н.В. «Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся по физике и астрономии».
  • Международный научно-практический семинар «Современные подходы в образовании одарённых школьников и талантливых студентов». Гомулина Н.Н. , декабрь 2011 г.«Проблемы обязательности и инициативности в исследованиях одарённых учащихся».
  • Всероссийский съезд учителей физики, июнь 2011 г.. Учителя Королев Д.Ю. и Волохов А.Ю. выступили с докладом об исследовательской деятельности учащихся по физике.

 

По-видимому, к внешней деятельности учителей гимназии имеет смысл относить (рассмотрим на примере учителей истории):

  1. Курсы повышения квалификации для учителей регионов России в рамках проекта Россия ХХ век при Музее истории политических репрессий  «Пермь-36». Проведено Кацва Л.А. и Кузнецов А.В.. Примерный охват 30 чел х 4 семинара.
  2. Мастер класс для студентов педагогических институтов г.Москвы при МЦКО «Организация современного урока истории». Охват – 15 чел.

Предметные сайты учителей

Сайты учителей: Кацвы Л.А., Гомулиной Н.Н, Михайловской Н.А.

В гимназии особое внимание уделяется развитию  учительского потенциала, внедрению системы моральных и материальных стимулов для сохранения лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. За 4 года 34 учителями гимназии опубликовано 313 публикаций (учебники,  учебные пособия,  статьи в научные журналы). Учителя гимназии выпустили  56 электронных образовательных     ресурсов на CD, 1500 электронных модулей для федерального портала ФЦИОР.  За последние 3 года учителя участвовали в международных конференциях, Всероссийских конференциях, научных симпозиумах:

  • 3 учителя истории –                         в 9
  • 7  учителей иностранных языков – в 16
  • 6 учителей математики –                 в 9
  • 5 учителей биологии -                      в 24
  • 7 учителей физики –                         в 76

Издано 10 сборников из опыта работы учителей гимназии «Творчество учителя как необходимое условие совершенствования учебно-воспитательного процесса».

Деятельность РЦ неразрывно связана с работой экспериментальных площадок на базе гимназии.

 

Ознакомится с отчетом в формате doc MS Word.

Поделись своими мыслями!

(обязательно)
(обязательно)

Почтовые адреса не публикуются.

Подпишись на комментарии