Отчет РЦ
О работе Ресурсного центра Московской гимназии на Юго-Западе № 1543
Инновационные комплексы и Ресурсные центры создаются в образовательных учреждениях как комплексная поддержка инновационных педагогических практик.
В гимназии реализуется программа повышенного уровня для детей, способных к активному интеллектуальному труду, реализуются как проектные методики обучения, так и исследовательская деятельность учащихся по индивидуальным учебным планам. При этом формирование исследовательских умений учащихся в процессе исследовательской деятельности осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время. Ведущими принципами в организации научно-исследовательской деятельности учащихся выступают принципы единства научности и доступности, добровольности и положительной мотивации, обеспечения познавательной самостоятельности и свободы в творческих проявлениях.
Исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время организуется в различных формах: это работа учащихся в научно-исследовательских институтах, разного характера и разной продолжительности профильные практики (поездки и походы учащихся гуманитарных классов с выполнением заданий по литературе, истории, археологии, работа учащихся биологических классов на загородных экспериментальных базах, выполнение исследовательских заданий по информатике учащимися математических классов), выездные многопрофильные летние и зимние школы, участие в различных творческих конкурсах и конференциях, занятия в кружках по профилю и, наконец, возникшая четыре с половиной года назад особая форма работа учащихся – исследовательская деятельность под руководством научного руководителя.
Гимназия является победителем конкурса современный урок, проведенным ООО «Педагогический поиск», в 2011 г. Гимназия стала лауреатом Национальной премии «Элита российского образования».
В 2011 г. гимназия стала лауреатом Премии гранта Мэра Москвы в области образования (4-е место среди 10 лучших ОУ).
Победителями и призерами различных этапов региональных олимпиад по 14 предметам стали 298 учащихся гимназии. На заключительном этапе Всероссийской олимпиады победителями и призёрами стали 10 учащихся. В других олимпиадах городского уровня стали победителями около 300 учащихся.
Гимназия участвует в разнообразной экспериментальной и инновационной деятельности, как в рамках округа, так и города, в двух ГЭП. На базе гимназии функционирует с 2010 года Ресурсный центр «Развитие креативной сферы одарённости учащихся на основе формирования исследовательских компетенций».
Нормативные документы по работе Ресурсных центров:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июня 2009 г. N 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»
- Положение о деятельности государственного образовательного учреждения в режиме ресурсного центра как инновационного комплекса в системе Департамента образования города Москвы (приложение № 1 к приказу ДО от 01.09.09.№ 1006).
- Приказ Департамента образования от 26 мая 2010 года № 1015 «О переводе государственных образовательных учреждений города Москвы в режим ресурсных центров как инновационных комплексов системы образования».
В Западном округе с мая 2010 года функционирует 5 городских ресурсных центров по темам (темы Ресурсных центров были первоначально названы Департаментом образования):
- «Обновление содержания образования» гимназия №№ 1541, 1584.
- «Воспитание и социализация» ЦО № 1471,
- «Управление ОУ» ЦО № 324,
- «Здоровьесберегающие технологии» ЦО № 1317
С ноября 2010 г. согласно приказу № 01 – 07/ 3189 от 30.11.2010 ЗОУДО открыты еще 7 Окружных Ресурсных центров (темы Ресурсных центров были первоначально названы ЗОУДО)
№ п/п | ОУ | направление | тема |
1 | ГОУ ЦО № 97 «Школа здоровья» | Управление образовательным учреждением. Модели школы | Управление формированием здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении |
2 | ГОУ ЦВР «Синегория» | Воспитание и социализация | Формирование социально-гражданской позиции молодежи в системе детских общественных организаций |
3 | ГОУ СОШ № 1238 | Воспитание и социализация | Духовно-нравственное образование |
4 | ГОУ ЦДТ «Можайский» | Воспитание и социализация | Обучение детей и подростков пожарной безопасности средствами дополнительного образования |
5 | ГОУ ЦО № 1485 | Педагогический профессионализм | Повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании филологической грамотности обучающихся |
6 | СЮТ «Солнцево» | НТТМ и обучение естественно-научным дисциплинам | Формирование молодежной составляющей научного потенциала столицы |
7 | ГОУ гимназия № 1543 | Способности и компетенции | Развитие креативной сферы одаренности учащихся на основе формирования исследовательских компетенций |
С 30 ноября 2010 г. на базе Московской гимназии на Юго-Западе № 1543 функционирует Окружной Ресурсный центр «Развитие креативной сферы одаренности учащихся на основе формирования исследовательских компетенций».
Целью создания РЦ (согласно Положению о деятельности государственного образовательного учреждения в режиме ресурсного центра инновационного комплекса в системе Департамента образования города Москвы) является:
- Организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на позитивные изменения в деятельности образовательных учреждений;
- Объединение ОУ, реализующих актуальные инновации, заинтересованных в обновлении содержания и форм образовательной практики;
- обеспечение информационно – аналитического сопровождения деятельности РЦ.
В рамках работы РЦ в 2010-2011 гг. коллективом гимназии была проведена следующая работа:
- Круглый стол «Методика организации научно-исследовательских работ учащихся по естественнонаучному направлению», 2010 г. Приняли участие 20 учителей из других ОУ.
- Семинар 30 марта 2011 г. «Методика проведения конференций научно-исследовательских работ учащихся», в которой приняли участие 19 учителей округа и три представителя Окружного методического центра, в том числе Шустова О.В., которая сейчас работает директором ОМЦ. Гости приняли участие в работе 6 секций XIV общегимназической конференции по итогам исследовательской деятельности учащихся гимназии и в работе круглого стола.
- 19 октября 2011 г. проведено городская конференция Ресурсных центров.
- Обмен опытом работы с одарёнными учащимися с представителями Форума Ленский край (Якутия). Приняли 6 гостей. Апрель 2011 г.
- Обмен опытом работы по организации исследовательской деятельности с преподавателями и студентами университета г.Кёльна (Германия). 28 сентября 2011 г. Проведено 4 открытых урока учителями Хачатуряном А.В., Раскиной И.В., Волоховым А.Ю., Галкиной Т.А.., прошло обсуждение уроков и круглый стол по проблеме организации исследовательской деятельности учащихся, перед гостями выступили ученики 10А Бондарь П.и Малявко А. (на немецком языке), выполнившие в прошлом учебном году исследовательскую работу под руководством Марковой Е.М. и Королева Д.Ю.).
- Проведено 10 открытых уроков для учителей округа. В работе приняли участие
Учитель | Предмет, класс | Дата |
Глаголев Сергей Менделевич | биология, 10б | 02.03.2011 |
Боков Павел Юрьевич | физика, 11в | 9.02.2011 |
Терещенко Елена Всеволодовна | литература, 10г | 10.02.2011 |
Маркова Елена Михайловна | немецкий язык, 6б | 11.02.2011 |
Сперантов Владимир Владимирович | Литература, 6б | 17.02.2011 |
Шейнина Ольга Эдуардовна | история, 7б | 21.02.2011 |
Руднева Валентина Анатольевна | химия, 8б | 24.02.2011 |
Михайловская Наталья Анатольевна | история искусств, 11г | 1.03.2011 |
Волжина Елена Дмитриевна | литература, 7а, 7б, 7в | 2.03.2011 |
Бессонова Наталья Юрьевна | математика, 5а | 21.03.2011 |
Богданова Елизавета Сергеевна | английский язык, 9в | 23.03.2011 |
Букина Марина Михайловна | русский язык, 5а | 24.03.2011 |
Раскина Инесса Владимировна | математика, 5а | 5.04.2011 |
7) Стендовая сессия научно-исследовательских работ учащихся, на которой приняло участие 3 учителя из других ОУ округа и города. Февраль 2011 г. Тематика докладов следующая:
|
В работе окружной конференции учащихся «Эврика» приняли участие
№ | Название работы | Ф.И.О. автора (авторов) работы | Класс | Ф.И.О. руководителя |
1 | Изучение дифракции на одной и нескольких щелях | Прокопьев Виктор Сергеевич | 11 | Сперантов Владимир Владимирович |
2 | Изучение и создание трёхмерных изображений | Щеглов Денис Игоревич | 11 | Селиверстов Алексей Валентинович |
3 | Груминг у рыжих полевок (Clethrionomys glareolus) с поврежденным гиппокампом | Палкина Ксения Андреевна, Поздеева Дарья Антоновна | 11 | Зарайская Ирина Юрьевна Глаголев Сергей Менделевич |
4 | Определение отношения заряда электрона к его массе | Корзун Ксения Александровна, Бобкова Валерия Сергеевна | 11 | Поваляев Олег Александрович, Боков Павел Юрьевич |
5 | Молекулярно-генетический анализ видового разнообразия сообществ хемолитотрофных микроорганизмов | Докшукина Алина Алексеевна | 11 | Мария Андреевна Турчанинова |
6 | Д.Р.Р. Толкин «Лист Ниггля». Разнообразие интерпретаций | Райская Олеся Сергеевна | 9 | Богданова Елизавета Сергеевна |
7 | Изучение работы и создание действующей модели электронной схемы запуска лампы дневного света, основанной на умножителе напряжения | Бондаренко Дмитрий Владимирович | 11 | Королев Дмитрий Юрьевич |
8 | Развитие зародышей большого прудовика
(Lymnaea stagnalis) как система биомониторинга водорастворимых загрязнителей |
Кириченко Александры Ивановны, Цветкова Юлия Владиславовна | 11 | Елена Евгеньевна Воронежская, Глаголев Сергей Менделевич |
9 | Исследование критериев протекания окислительно-восстановительных реакций | Крылов Иван Николаевич | 11 | Савинкина Елена Владимировна, Руднева Валентина Анатольевна |
10 | Изготовление камеры Вильсона | Манапов Искандер Тимурович, Широбоков Сергей Константинович | 11 | Боков Павел Юрьевич |
11 | Составление генетических паспортов и установление родственных связей | Милова Вера Михайловна, Милова Лидия Михайловна | 11 | Лебедев Ю.Б., Глаголев Сергей Менделевич |
12 | Исследование работы и построение рабочей модели умножителя напряжения | Сергеев Алексей Дмитриевич | 11 | Боков Павел Юрьевич, Королев Дмитрий Юрьевич |
13 | Педагогические идеи французского просвещения | Кудряшова Аксинья Ильинична | 11 | Кацва Леонид Александрович |
14 | Исследование тайны полярных сияний | Цеханович Анна Илларионовна | 5 | Шаронова Наталия Викторовна |
15 | Создание анаглифических изображений на компьютере | Прохоров Александр Владимирович | 11 | Селиверстов Алексей Валентинович |
16 | Роль словесных элементов в фильме Ч.Чаплина «Малыш» | Штейн Елизавета Анатольевна | 9 | Богданова Елизавета Сергеевна |
17 | Исследование химического состава атмосферы Земли по наблюдениям за полярными сияниями | Шишкин Михаил Андреевич | 11 | Гомулина Наталия Николаевна |
18 | Исследование поляризованного света | Шахов Сергей Николаевич | 11 | Сперантов Владимир Владимирович |
Из них призерами являются:
СЕКЦИЯ «БИОЛОГИЯ»
№ | Название | Авторы | Класс | Школа | Руководитель | Результат |
1 | Развитие зародышей большого прудовика (Lymnaea stagnalis) как система биомониторинга водорастворимых загрязнителей | Кириченко Александра Ивановна, Цветкова Юлия Владиславовна | 11 | Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 | Воронежская Елена Евгеньевна, Глаголев Сергей Менделевич | Лауреат |
2 | Молекулярно – генетический анализ видового разнообразия сообществ хемолитотрофных микроорганизмов | Докшукина Алина Алексеевна | 11 | Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 | Турчанинова Мария Андреевна | Дипломант |
4 | Груминг у рыжих полевок (Clethrionomys glareolus) с поврежденным гиппокампом | Палкина Ксения Андреевна, Поздеева Дарья Антоновна | 11 | Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 | Зарайская Ирина Юрьевна, Глаголев Сергей Менделевич | Номинация «За практическое достижение автора» |
СЕКЦИЯ «ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»
№ | Название | Авторы | Класс | Школа | Руководитель | Результат |
1 | Д.Р.Р. Толкин «Лист Ниггля». Разнообразие интерпретаций | Райская Олеся Сергеевна | 9 | Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 | Богданова Елизавета Сергеевна | Лауреат |
СЕКЦИЯ «ХИМИЯ»
№ | Название | Авторы | Класс | Школа | Руководитель | Результат |
1 | Исследование критериев протекания окислительно-восстановительных реакций | Крылов Иван Николаевич | 11 | Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 | Савинкина Елена Владимировна, Руднева Валентина Анатольевна | Лауреат |
СЕКЦИЯ «ФИЗИКА, АСТРОНОМИЯ»
№ | Название | Авторы | Класс | Школа | Руководитель | Результат |
1 | Исследование солнечной активности – «Улыбка Солнца» в декабре 2010 года | Зуев Антон Викторович | 11 | ГОУ СОШ № 844 | Тимакина Елена Сергеевна, Гомулина Наталья Николаевна
(В рамках РЦ) |
Лауреат
(астрономия) |
2 | Изучение и создание трёхмерных изображений | Щеглов Денис Игоревич | 11 | Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 | Селивёрстов Алексей Валентинович, Боков Павел Юрьевич, Галкина Татьяна Александровна | Дипломант (физика) |
3 | Изучение работы и создание действующей модели электронной схемы запуска лампы дневного света, основанной на умножителе напряжения | Бондаренко Дмитрий Владимирович | 11 | Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 | Королёв Дмитрий Юрьевич, Боков Павел Юрьевич, Галкина Татьяна Александровна | Дипломант (физика) |
5 | Определение отношения заряда электрона к его массе | Корзун Ксения Александровна, Бобкова Валерия Сергеевна | 11 | Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 | Поваляев Олег Александрович, Боков Павел Юрьевич, Галкина Татьяна Александровна | Номинация «За теоретическое достижение автора» |
6 | Исследование работы и построение рабочей модели умножителя напряжения | Сергеев Алексей Дмитриевич | 11 | Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 | Боков Павел Юрьевич, Галкина Татьяна Александровна, Королёв Дмитрий Юрьевич | Номинация «За практическое достижение автора» |
2 | Исследование тайны полярных сияний | Цеханович Анна Илларионовна | 5 | Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 | Шаронова Наталия Викторовна | Лауреат (астрономия |
8) Сотрудники гимназии приняли участие к конференциях, круглых столах других РЦ- посещено 7 мероприятий городских и 5 мероприятий окружных.
9) В рамках работы РЦ проводится работа по исследованию солнечно-земных связей. Проведено 2 рабочих совещания с учителями школ 844, 1248, 1596. Проведены занятия с учащимися.
10) Выступления на Всероссийских конференциях:
- Всероссийская конференция «Творчество молодежи в создании информационных образовательных технологий», сентябрь 2011г. Андреева Е.И., Гомулина Н.Н. «Информационное пространство научного творчества одарённых учащихся».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», февраль 2011 г. Гомулина Н.Н., Шаронова Н.В. «Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся по физике и астрономии».
- Международный научно-практический семинар «Современные подходы в образовании одарённых школьников и талантливых студентов». Гомулина Н.Н. , декабрь 2011 г.«Проблемы обязательности и инициативности в исследованиях одарённых учащихся».
- Всероссийский съезд учителей физики, июнь 2011 г.. Учителя Королев Д.Ю. и Волохов А.Ю. выступили с докладом об исследовательской деятельности учащихся по физике.
По-видимому, к внешней деятельности учителей гимназии имеет смысл относить (рассмотрим на примере учителей истории):
- Курсы повышения квалификации для учителей регионов России в рамках проекта Россия ХХ век при Музее истории политических репрессий «Пермь-36». Проведено Кацва Л.А. и Кузнецов А.В.. Примерный охват 30 чел х 4 семинара.
- Мастер класс для студентов педагогических институтов г.Москвы при МЦКО «Организация современного урока истории». Охват – 15 чел.
Предметные сайты учителей
Сайты учителей: Кацвы Л.А., Гомулиной Н.Н, Михайловской Н.А.
В гимназии особое внимание уделяется развитию учительского потенциала, внедрению системы моральных и материальных стимулов для сохранения лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. За 4 года 34 учителями гимназии опубликовано 313 публикаций (учебники, учебные пособия, статьи в научные журналы). Учителя гимназии выпустили 56 электронных образовательных ресурсов на CD, 1500 электронных модулей для федерального портала ФЦИОР. За последние 3 года учителя участвовали в международных конференциях, Всероссийских конференциях, научных симпозиумах:
- 3 учителя истории – в 9
- 7 учителей иностранных языков – в 16
- 6 учителей математики – в 9
- 5 учителей биологии - в 24
- 7 учителей физики – в 76
Издано 10 сборников из опыта работы учителей гимназии «Творчество учителя как необходимое условие совершенствования учебно-воспитательного процесса».
Деятельность РЦ неразрывно связана с работой экспериментальных площадок на базе гимназии.
Ознакомится с отчетом в формате doc MS Word.