Вниз

Основные направления работы

Основные цели:

Целью РЦ является организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на позитивные изменения в деятельности образовательных учреждений.

Разработка модели организации образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Установление связи между научно-исследовательской работой учителей и научно-исследовательской деятельностью учащихся.

Разработка конкретных методик развития учащихся при выполнении научно-исследовательских работ во внеурочное время.

Развитие у учащихся навыков научно-исследовательской работы.

Развитие познавательной самостоятельности учащихся при использовании новых современных информационных технологий при научно-исследовательских работах.

Разработка конкретных методик развития учащихся при выполнении учебных научно-исследовательских работ при выполнении в учебное время.

Распространение и обобщение опыта.

Используемые методики:

Применение ИКТ, направленное на развитие ключевых компетентностей учащихся (информационной и коммуникационной) в учебной исследовательской деятельности.

Личностно-ориентированное обучение.

Проведение практики в научных учреждениях.

Проведение научно-исследовательских конференций учащихся.

Реализация курсовых работ как формы научно-исследовательской деятельности.

Основные черты модели:

Формирование личности, способной самостоятельно находить выход из проблемной      ситуации,      осуществлять     исследовательскую деятельность,    рефлексию исследовательской деятельности.

Развитие информационно-коммуникативной компетентности учащихся в учебной исследовательской деятельности.

Организация учебно-воспитательной работы гимназии по проектированию исследовательской деятельности учащихся.

Изменение качества обучения школьников, изменение отношения учащихся к учебе, изменения в интересах и склонностях, формирование устойчивых склонностей к профессиональной деятельности

Создана концепция работы с одаренными детьми.

Целями работы учителей гимназии с одаренными детьми являются:

выявление одаренных детей;

создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Для реализации первой цели решение задач:

Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми через:

  • проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
  • научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).

Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью гимназистов для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:

  • обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
  • знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
  • выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
  • периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.

Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:

  • знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
  • лонгэтюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

Для реализации второй цели решение задач:

Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мыш­ления, инициативности и творчества, и применение этих мето­дов, форм и приемов с опорой на такие правила, как:

  • соотносить  количество предоставляемой информации и отработку умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопостав­лять, классифицировать, делать выводы);
  • сокращать количество времени для сообщения информации или показа конкретных способов выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);
  • не стремиться реагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, лишь показывая, что они принимаются. (Такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя.)

Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, поскольку научный руководитель:

  • обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной учащимся теме научного исследования;
  • поощряет проявление самостоятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели;
  • создает условия для конкретного воплощения творческих идей, с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося,
  • способствует пробуждению желания учащегося испытать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой-либо области.

Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того, что:

  • целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации возможной «флюсовости» в познании или дисбаланса в личностном развитии;
  • предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами, заинтересованными в судьбе одаренного учащегося;
  • инициативу по разработке программы берет на себя психолог, наставник, классный руководитель, учитель-предметник, кто-либо из родителей или сам ученик (старшеклассник) и привлекает к участию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося;
  • программа обсуждается и принимается на педагогическом совете.

Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:

  • понимание особенностей развития одаренного учащегося;
  • составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умению взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);
  • создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;

стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведения ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, и, другой стороны, публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во имя борьбы со «звездностью».

 

Гимназия работала в составе ГЭП-2 в 2007-2009 гг. «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся».

Гимназия участвовала во всех мероприятиях ГЭП, в том числе в итоговой конференции «ГЭП 2-го уровня «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся» (по итогам 3-х лет работы) – 02 апреля 2009 года.

В гимназии реализуются как проектные методики обучения, так и исследовательская деятельность учащихся по индивидуальным учебным планам. При этом формирование исследовательских умений учащихся в процессе исследовательской деятельности осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время.

Программа индивидуальной исследовательской деятельности учащихся:

  • В начале учебного года учащиеся, склонные к проведению исследовательской работы, выбирают руководителя и тему исследования и заполняют план исследовательской работы на год.
  • Совместно с руководителем разрабатывается методологический аппарат исследования – формулируются цель и гипотеза исследования, выбираются методы и определяются этапы работы.
  • Это оформляется в виде программы исследования.

Исследовательской работой заняты более 73 учащихся, 40 учителей. (Количество учащихся возросло по сравнению с прошлым учебным годом с 60 до 73; учителей с 30 до 40). Ведутся исследования проблем в области гуманитарных, естественных и физико-математических наук. В работе принимают участие гимназисты с 5 по 11 класс.

Анализ состава участников НМР показывает, что сохраняется тенденция  преобладания физико-математической и естественнонаучной тематики по сравнению с гуманитарной. Естественно-математическим проблемам посвящены 20 тем, гуманитарным – 10 тем.

Ежегодно по итогам исследовательской деятельности проводится обще гимназическая научная конференция учащихся гимназии. На обще гимназической научной конференции учащихся в прошлом году была организована работа пяти секций:

1)  русского языка и литературы,

2)  истории и географии,

3)  биологии,

4)  математики,

5)  физики, химии и астрономии.

На секциях заслушиваются значительное число докладов, присутствует много гимназистов и учителей. Работа всех секций проходит при очень высокой активности учащихся, вызывает большой интерес.

Анализ проводимой работы показывает, что все формы организации исследовательской деятельности учащихся играют большую роль в создании условий для проявления и развития общей и специальной одаренности учащихся, в развитии познавательных интересов, учебной мотивации и формировании профессиональных намерений гимназистов.

В определенном смысле можно говорить о сложившейся системе организации исследовательской работы учащихся,  имеющей значительный воспитательный и развивающий потенциал, создании системы привлечения ученых для реального руководства исследовательской деятельностью учащихся.

 

Результативность работы основывается на обязательном заполнении планов научной работы учащихся, анализа выполнения данных планов.

На кафедрах регулярно проводятся анкетирование и опросы учащихся об оптимальных формах сотрудничества.

Существуют и определенные трудности в организации обсуждаемой формы исследовательской деятельности учащихся, основной из которых можно считать все еще имеющую место общую учебную перегрузку учащихся.

Анализ показывает, что большинство выполняемых научно-методических работ направлены на совершенствование профильного обучения в гимназии. Работ общепсихологического и общепедагогического содержания нет. Вторым важным признаком классификации выполняемых работ выступает отражение в тематике работ проблемы внедрения новых информационных, в первую очередь, компьютерных, технологий в обучение. Фактически, более чем в половине проведенных работ данная проблема нашла отражение в той или иной степени.

По данным опроса родителей направление такой работы оценивается очень высоко, данные образовательные услуги востребованы, но сложны в реализации.

Структура организации деятельности в ОУРЦ

РЦ объединяет образовательные учреждения, реализующие актуальные инновации и обеспечивает их связь с научными, методическими и другими организациями, заинтересованными в обновлении содержания и форм образовательной практики, обеспечивает информационно – аналитическое сопровождение деятельности.

РЦ при формировании содержания программ инновационной деятельности учитывает не только свой опыт, но и аккумулирует опыт других образовательных учреждений данного типа.

В структуру РЦ входят директор гимназии, заместители директора по экспериментальной и научно-методической работе, специалист по информационно-аналитическому сопровождению инновационной деятельности, представители ОУ сети.

ОУ предполагаемой инновационной сети:

  • Московская гимназия на Юго-Западе № 1543,
  • гимназия № 1567, школа № 844, гимназия № 1596 гимназии № 1584 (ЗАО);
  • Гимназия  № 1505 (городского подчинения)
  • Лицей № 1502 (городского подчинения)
  • Школа с углубленным изучением физики, математики № 2007 (ЮЗАО)
  • Дом Научно-Технического Творчества Молодежи

Планируемые результаты

Для достижения наилучших результатов в школах инновационной сети целесообразно проведение двухуровневой экспериментальной работы: 1) среди учащихся 2) среди учителей. Для этого планируются как конференции и участие в конкурсах учащихся, так и учителей.

Разработка дидактических материалов по теме «Развитие креативной сферы одарённости учащихся на основе формирования исследовательских компетенций»

Разработка критериев для определения степени формирования исследовательских компетенций.

 

В масштабах образовательного процесса в целом:

1) формирование исследовательских компетентностей школьников, способствующих повышению эффективности обучения;

2) развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

3) повышение эффективности развития общих способностей учащихся;

4) увеличение количества учащихся с высшим  уровнем познавательной деятельности – целенаправленная познавательная деятельность, направленная на проведение учебного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).

5) выявление одаренных детей из числа показывающих высокие в ходе учебной деятельности и при применении психологических методов диагностики с учетом экспертных оценок учителей и родителей;

В масштабе инновационной сети в целом:

1) Проведение единых мероприятий, семинаров, открытых уроков, вебинаров, способствующих развитию креативной сферы одарённости учащихся в каждом ОУ.

2) Выявление одаренных детей из числа показывающих высокие в ходе учебной деятельности и при применении психологических методов диагностики с учетом экспертных оценок учителей и родителей по единой схеме.

3) Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (беседы, научно-популярные лекции, кружки, экскурсии, пример заинтересованных окружающих взрослых) в том числе проведение единых мероприятий, нацеленных на формирование исследовательских компетенций.

4) Обобщение опыта работы в виде печатных изданий, методического сопровождения исследовательской деятельности учащихся.

 

 

Поделись своими мыслями!

(обязательно)
(обязательно)

Почтовые адреса не публикуются.

Подпишись на комментарии