Вниз

Инновационные площадки

ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

Наименование пункта Комментарии
1. Наименование инновационной площадки «Развитие креативной сферы одарённости обучающихся на основе формирования исследовательских компетенций»
2. Приказ о присвоении статуса инновационной площадки
  • Приказ № 8 (цифры,буквы)  от (дата) 15 января 2013 г.
  • Кем присвоен статус:  ДОгМ
3. Тип инновационной площадки
  • Окружная
4. Уровень образования
  • Общее
5. Направление инновационной деятельности
  • Интеграция общего и дополнительного образования
  • Профилизация школы
  • Управление качеством образования
6. Научный руководитель 1) Шаронова Наталия Викторовна 

МГПУ, профессор, доктор педагогических наук

8-495-433-56-65 nvshar@mail.ru

2) Гомулина Наталия Николаевна

ГБОУ Московская гимназия на Юго-Западе № 1543, заместитель директора, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии информатизации образования 8-916-159-56-27 8-495-433-56-65   gomulina@yandex.ru

3) Малых Тамара Борисовна

Психологический институт Российской Академии Образования, ст.н.с.  8-903-740-44-15  malykh_tb@mail.ru

7. Аннотация инновационногопроекта

Обеспечение эффективности управления образованием (основные приоритетные направления развития инновационной деятельности в округе на 2012–2013 учебный год) может достигаться через педагогический менеджмент, направленный на изменения в управлении образовательными учреждениями с целью развития креативной сферы одарённости обучающихся на основе формирования исследовательских компетенций. Педагогический менеджмент целенаправленное социальное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.
Под эффективностью управления понимают характеристику, отражающую отношение между достигнутой и возможной продуктивностью. Привести в действие существенный резерв повышения эффективности управления предполагает создание необходимых организационно-педагогических условий. В рамках окружной инновационной площадки «Развитие креативной сферы одарённости обучающихся на основе формирования исследовательских компетенций» предполагается создание необходимых организационно-педагогических условий, направленных на повышение показателей деятельности образовательных учреждений, направленных на  качество научно-исследовательской деятельности обучающихся, на количество участия в реферируемых городских и Всероссийских конференциях (Вернадского, Поиск, Искатель), окружной конференции «Эврика» и т.п., на разнообразные мероприятия с учителями ОУ.

В рамках работы инновационной площадки предусматривается работа Ресурсного Центра. Ресурсный центр осуществляет следующие задачи: формирует инновационного образовательное пространство округа, ориентированное на организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на позитивные изменения в деятельности образовательных учреждений, научно-методическое и педагогическое обеспечение креативной сферы учащихся в соответствии с указанной проблемой, публикация разработки методик диагностики уровня развития общих и специальных способностей, субъектной позиции учащихся при реализации образовательных программ с элементами учебного исследования. Ресурсный центр объединяет образовательные учреждения, реализующие актуальные инновации и обеспечивает их связь с научными, методическими и другими организациями, заинтересованными в обновлении содержания и форм образовательной практики, обеспечивает информационно – аналитическое сопровождение деятельности.

Методологические основы, на которые опирается данная инновационная деятельность, характеризуются широкой междисциплинарностью, что обусловлено самой проблематикой данного исследования. Инновационная площадка опирается на разработки

  • в области инноватики (А.И. Пригожин и др.), управления развитием образовательных систем и педагогической инноватики (Ю.В. Громыко, Э.Д.Днепров, А.Г. Каспржак, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, А.Н. Тубельский, Т.И. Шамова, П.Г.Щедровицкий и др.);
  • в области работы с одарёнными обучающимися (Богоявленская Д.Б., Кулибаба О.М., Леонтович А.В., Семенов А.Л., и др.);
  • в области научного моделирования (Г. Клаус, Д.Н. Хорафас, А.А. Братко и др.)

Данный проект является актуальным, что доказывается документами, принятыми за последние 3 года.

Президент РФ Владимир Путин 7 мая 2012 г. подписал Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в котором укал на необходимость  комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи. В 2010 г. была президентом РФ Дмитрием Медведевым утверждена инициатива «Наша новая школа», в которой были указаны приоритеты развития системы поддержки талантливых детей. Министерством образования и науки 17.12.2010 г. № 06-1260 было направлено методические рекомендации руководителям исполнительной власти субъектов  РФ по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одарённых детей.

Правительство Москвы постановление от 28 сентября 2010 г. № 843-ПП «О развитии системы работы с одарёнными детьми в городе Москве».

Специальный Интернет-портал, призванный помочь одаренным детям, будет запущен в декабре 2012 года. Инициировало создание Интернет-портала Министерство образования и науки России. На новом портале любой желающий сможет получить подробную консультацию и узнать о ближайших образовательных мероприятиях – конкурсах, олимпиадах, викторинах.

Функционирует  Общероссийское общественное движение «Одарённые дети – будущее России» http://www.globalkid.ru/dvijenie/

«Миссия государства в сфере поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи» – указывается в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной президентом  03.04.12 г.

В Концепции содержатся две стратегические установки. Первая из них утверждает недопустимость селекционного подхода по принципу наличия или отсутствия одарённости у детей и подростков. В Концепции справедливо отмечается: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость».

Вторая установка касается ответственности государства за предоставление каждому представителю молодого поколения возможностей для адекватного развития его дарований: акцент сделан не на отборе или выявлении особо перспективных молодых граждан, а на стимулировании роста творческого потенциала всего российского общества за счет максимальной самореализации каждого из его членов. По этому поводу в Концепции говорится: «Миссия государства в сфере поиска и поддержки одарённых детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи».

Эффективность деятельности управления образованием определяется не количеством проведенных «мероприятий», проверок, смотров и т.п. – что является традиционными предметами отчетов ОУ, а исключительно показателями деятельности образовательных учреждений, в частности, качеством научно-исследовательской деятельности обучающихся, количественными показателями участия в реферируемых городских и Всероссийских конференциях (Вернадского, Поиск, Искатель), окружной конференции «Эврика» и т.п.

Функционирование инновационной площадки второго уровня  (окружная инновационная площадка)

«Развитие креативной сферы одарённости обучающихся на основе формирования исследовательских компетенций» будет направлена на поиск методики развития исследовательских компетенций всех школьников ОУ, входящих в состав сети и работающих по разным направлениям деятельности: естественнонаучный цикл, гуманитарный цикл и т.п.

Потребность столичного образования в результатах данного проекта является достаточно высокой. Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 является связующим звеном в сети образовательных учреждений округа, работающих над данным вопросом, на базе гимназии проводятся конференции, совещания, обмен опытом работы на круглых столах по данной инновационной проблеме.

Актуальность данного проекта обусловлена его направленностью на решение актуальной проблемыметодического обеспечения развития креативной сферы одарённости обучающихся на основе формирования исследовательских компетенций.

Предполагается апробация и доработка экспертного инструментария и организационно-технологических механизмов. Таким образом, мониторинг качества образовательных результатов (который относительно неплохо разработан на сегодняшний день) органично дополняется мониторингом качества образовательных и развивающих возможностей образовательных учреждений, входящих в состав сети, и работающих над основным вопросом инновационной проблемы.

Эффективная работа с мотивированными и способными детьми требует высокой степени доверия к ее педагогам и организаторам – тем большего, чем выше ее результаты. Поэтому методы работы с с мотивированными и способными детьми, развитие креативной сферы одарённости обучающихся на основе формирования исследовательских компетенций и эффективность управления образованием, является актуальной проблематикой московского образования.

Важный аспект работы – развитие одаренности на основе непрерывной образовательной траектории для обучающихся в системе образовательных учреждений округа, входящих в состав сети, а также научно-исследовательских учреждений, организаций культуры, работающих в данном направлении и развитие их взаимосвязи

 

8. Ожидаемые результаты Ожидаемый результат

Для достижения наилучших результатов в школах инновационной сети целесообразно проведение двухуровневой экспериментальной работы: 1) среди учащихся 2) среди учителей. Для этого планируются как конференции и участие в конкурсах учащихся, так и учителей.

Разработка дидактических материалов по теме «Развитие креативной сферы одарённости учащихся на основе формирования исследовательских компетенций»

Разработка критериев определения степени формирования исследовательских компетенций.

В масштабах образовательного процесса в целом:

  1. формирование исследовательских компетентностей школьников, способствующих повышению эффективности обучения;
  2. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  3. повышение эффективности развития общих способностей учащихся;
  4. увеличение количества учащихся с высшим  уровнем познавательной деятельности –  целенаправленная познавательная деятельность, направленная на проведение учебного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).
  5. выявление одаренных детей из числа показывающих высокие в ходе учебной деятельности и при применении психологических методов диагностики с учетом экспертных оценок учителей и родителей;

В масштабе инновационной сети в целом:

  1. Проведение единых мероприятий, семинаров, открытых уроков, вебинаров, способствующих развитию креативной сферы одарённости учащихся в каждом ОУ.
  2. Выявление одаренных детей из числа показывающих высокие в ходе учебной деятельности и при применении психологических методов диагностики с учетом экспертных оценок учителей и родителей по единой схеме.
  3. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (беседы, научно-популярные лекции, кружки, экскурсии, пример заинтересованных окружающих взрослых) в том числе проведение единых мероприятий, нацеленных на формирование исследовательских компетенций.
  4. Обобщение опыта работы в виде печатных изданий, методического сопровождения исследовательской деятельности учащихся
9. Срок реализации 

(от 1 года до 3 лет)

2013 – 2015 г. (3 года) 

  • I этап – 2013 год
  • II этап – 2014 год
  • III этап – 2015 год

 

10. Базовое учреждение Западный административный округ 

ГБОУ Московская гимназия на Юго-Западе № 1543

Директор Завельский Юрий Владимирович, Заслуженный учитель РФ

 

11. Сеть инновационной площадки (Наименование учреждения, округ) Московская гимназия на Юго-Западе № 1543, обладает высоким потенциалом учителей. 

В составе педагогического коллектива – 87 чел.

  • Имеют высшее образование – 87 чел.
  • Имеют звание «Заслуженный учитель России» – 7 чел.
    • Лауреат премии Президента РФ – 3 чел.
    • Лауреаты премии города Москвы в области образования – 23 чел.
    • Почетный работник – 7 чел.
      • Доктора наук – 4 чел.
      • Кандидаты наук -  14 чел.

Гимназии №№ 1541, 1567, 1596

ЦО № 1485, школы №№ 37, 732, 1118, 1248, 1293, 1741, 844.

Сотрудничество с соответствующими профилю инновационной деятельности  вузами, научными организациями:

МГУ им. М.В.Ломоносова, Государственный астрономический институт им.П.К.Штернберга, Московский институт открытого образования (кафедра методики обучения физике, лаборатория русского языка и литературы, иностранных языков, кафедра филологического образования, кафедра открытых образовательных технологий, лаборатория языкознание для всех) и др.

Московский государственный педагогический университет (факультет физики и информационных технологий), другими НИИ и вузами.

ООО «ФИЗИКОН».

Дом Научно-Технического Творчества Молодежи.

С издательствами и редакциями:

  • «Просвещение»
  • «БИНОМ»
  • Мнемозина
  • Экопресс
  • Дрофа и др.

Сайт инновационной и экспериментальной работы https://sites.google.com/site/eksperiment1543/

Социальное партнерство с различными организациями

https://sites.google.com/site/eksperiment1543/sp3

 

12. Ответственный за сопровождение деятельности инновационной площадки Андреева Елена Игоревна педагог-организатор 

8-495-433-56-65 ГБОУ Московская гимназия на Юго-Западе № 1543

elen.i.andreeva@gmail.com

 

13. Календарный план См. отдельный план

 

=========================================================================

Инновационные площадки Московской гимназии на Юго-Западе № 1543 в 2012/2013 уч. году

Городская инновационная площадка

 

п/п

Дата и № 

приказа

Название экспери-ментальной площадки 

Научный руководитель экспериментальной площадки Базовые ГОУ инновацион-ной сети Учреждения, входящие в состав ГЭП (инновационная сеть)
1. Распоряжение от 06 июня 2012 г. № 148 р епартамент образования г.Москвы Внедрение новой модели оценки качества работы общеобразовательных учреждений через апробацию новых критериев 

 

Ясвин Витольд Альбертович – заведующий лабораторией НИИСО МГПУ 

 

НИИСО МГПУ Образовательные учреждения – лауреаты Гранта Мэра Москвы («лучшие школы»): ГОУ Лицей №1535, ГОУ Лицей № 1502, ГОУ Лицей «Вторая школа»,  ГОУ Лицей № 1303, ГОУ Гимназия № 1543,  ГОУ Гимназия № 1514, ГОУ СОШ № 179, ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал», ГОУ ЦО № 57,  ГОУ ЦО № 548 «Царицыно»

 

Окружные инновационные площадки


2 Молодежная политика средствами образования: пространство социального действия Хижнякова Е.В., НИИ ИСРОО ДОгМ, к.пс.н. НИИ ИСРОО ДОгМ ГБОУ: СОШ №№ 587, 714, 1002, 1014, 1371; гимназия №1543; СОШ «Школа здоровья» № 384 имени Д.К. Корнеева; ДШИ «Вдохновение»; ЦДОД «Источник», ЦДТ «Матвеевское»
3 Развитие креативной сферы одарённости обучающихся на основе формирования исследовательских компетенций. Шаронова Н.В., МГПУ, профессор, д.п.н.; 

Малых Т.Б., Психологический институт Российской Академии Образования, старший научный сотрудник;

Гомулина Н.Н., ГБОУ Московская гимназия на Юго-Западе № 1543, заместитель директора, к.п.н., член-корр. Академии информатизации образования

1543 ГБОУ: гимназии №№ 1541, 1543, 1567, 1596; ЦО № 1485; СОШ №№ 37, 732, 1118, 1248, 1293, 1741, 844
4 Язык школьного образования как средство достижения метапредметных и личностных результатов образовательного процесса. Дроздова О.Е., Московский институт открытого образования, заведующий кафедрой языкознания, доцент, к.п.н. 1541 ГБОУ: гимназии №№ 1541, 1543, 1584; ЦО № 1485; СОШ №№ 37, 1248, 1308, 1741, 1293