Вниз

17 Апрель 2012

Психологическая помощь в процессе осознания одаренным ребенком права на учебную ошибку

Пикалова Галина Владимировна
Московская гимназии на Юго-западе №1543,
город Москва,

Одна из причин, по которой интеллектуально одаренные дети не реализуют свои возможности – страх допустить ошибку и получить «наказание» в виде плохой отметки. Многолетний опыт работы в гимназии показал, что требуется специальная работа, помогающая разобраться в том, что такое учебная ошибка и как правильно к ней относиться.

Учебная деятельность предполагает,  что ребенок проходит определенный путь от незнания – к знанию, от неумения – к умению, от ошибок – к безошибочным действиям, следовательно, ошибка является обязательным атрибутом этой работы. Более того, она – один из показателей продвижения по пути познания:

  • человек чаще ошибается, чем делает правильно, он только начал продвижение вперед;
  • количество верных и неверных действий примерно одинаково – пройдена половина пути;
  • ошибки встречаются редко – процесс близок к завершению;
  • всегда правильные ответы означают, что работа завершилась, учеба закончилась, а полученные знания или умения стали частью опыта человека.

Таким образом, осознанное отношение к ошибке – один из немногих инструментов, позволяющих сменить внешний контроль (в виде отметки) на самоконтроль за результативностью учебы.

На практике, такого отношения к проблеме почти не встречается, ни среди подростков, ни среди родителей, ни среди учителей. Преподаватели ищут, отмечают, исправляют и борются с ошибками, и некоторые приобретают за годы работы синдром «мышление красного карандаша». Родители, во время своей учебы имевшие дело с подобным стилем, транслируют свой опыт детям. Не удивительно, что для ребят ошибка ассоциируется с монстром, иглой, тучей и т.п. Именно такие сравнения предлагают младшие подростки в начале занятия, которое посвящается этой проблеме.

В 2012 году пятиклассников гимназии попросили в начале занятия записать все мысли, которые приходят им в голову, когда произносится слово «ошибка». Ответы были получены разные, но «ключевых» слов можно выделить два: «расстраиваюсь» и «случайность«. Иллюстрация первого: «Когда я вижу, что ошибку, то чувствую себя полным дураком. Я приду домой, уткнусь в подушку, и буду думать, как же ее исправить. А если не получится что-либо придумать, я все расскажу своему лучшему другу – маме и она поможет мне разобраться с проблемой. И мы обязательно сможем разобраться с проблемой»  П.В., 14 февраля 2012г.  Пример ко второму ключевому слову: «Когда я сталкиваюсь с собственной ошибкой, то моя реакция будет зависеть от того, какая это ошибка. Она может быть случайная, может быть по глупости, может – по незнанию и много еще другого. Но чаще всего со мной случаются ошибки из-за случайности. Мало – ли: отвлеклась, задумалась и т. д.… Если со мной случается такая ошибка, то чаще всего я ругаю себя, злюсь на саму себя из-за того, что сама виновата в этой ошибке….» С.Ю., 14 февраля 2012 г.

Замечательно, когда есть «лучший друг – мама», хорошо, когда человек готов принять ответственность на себя. Но, если не передавать ученику правильных способов работы по анализу и исправлению ошибок, то легко можно получить или личность, зависимую от других, только и ищущую руководителя, наставника, гуру, или человека, все силы которого уходят в эмоции, в поиск виноватого. Ни тот, ни другой путь не являются продуктивными.

Страх совершить ошибку тормозит познавательный процесс. В подростковом возрасте иногда он исчезает сам, но до этого оказывает негативное влияние на формирующуюся личность. Если личностный смысл учебы не ясен, вместе со страхом совершить ошибку и получить плохую отметку может исчезнуть и желание учиться, а одновременно и необходимость прилагать волевые усилия в этом направлении. Проблема может и не исчезнуть, и тогда, по принципу героини басни «Лиса и виноград», человек будет стараться держаться подальше от учебной деятельности, чтобы не сталкиваться с тем, что неприятно.

Необходима специальная работа, помогающая подросткам сменить страх допустить ошибку на понимание того, что стоит за ошибкой и что с ней делать. Эту работу целесообразно начинать в младшем подростковом возрасте, тогда она носит профилактический и развивающий характер. Позднее приходиться заниматься коррекцией.

Судить об эффективности проделанной работы можно, если сравнить результаты выполнения заданий каждым ребенком в начале и в конце встречи. Перед занятием нужно предложить ученикам нарисовать свои ассоциации связанные со словом «ошибка», или закончить два предложения:  »Когда я вижу сделанную ошибку, то понимаю, что…»  »Когда я вижу сделанную ошибку, то чувствую, что…». В конце встречи можно попросить придумать девиз, отражающий отношение к ошибке. Сравнив его с анкетой или рисунками, можно определить, кому необходима дополнительная психологическая поддержка.

Страх совершить ошибку сопровождается сильными негативными эмоциями, поэтому для введения в тему разговора, лучше подобрать такие упражнения, которые позволяют эти эмоции выплеснуть. Например, положить на стул листы скомканной газеты, и объявить, что они – олицетворение ошибки, а затем предложить всем желающим подойти и выразить свое отношение к проблеме, что-то сделав с этими листами. Случаи, когда листы разворачивают и изучают, в детской и подростковой аудитории крайне редки. Почти всегда газета отбрасывается, разрывается, уничтожается, убирается с глаз долой.

Это упражнение дает повод приступить к обсуждению того, почему ошибки вызывают негативные эмоции. Ошибка показывает, что в чем-то не достигнуто совершенство, чего-то не умеешь и не знаешь. Плохо ли это, можно ли разбираться сегодня во всем и досконально?

Двадцатый век называли веком информации, в двадцать первом ее количество увеличивается, а источников для трансляции становится все больше. Можно и нужно ставить перед собой задачу становиться человеком широко образованным, это делает личность интересной и многогранной. Не менее важная причина – понимание того, что большинство крупнейших научных открытий в конце ХХ, начале XXI века совершаются на стыке разных областей наук. Но человечество накопило слишком много знаний, и овладеть ими всеми и сразу невозможно, да и не нужно. Одаренные дети хорошо это чувствуют. Когда им задаешь вопрос, хотели бы они, чтобы существовала  волшебная палочка, взмахнув которой, можно было бы узнать все-все-все, многие из них отвечают: «Нет!». Объяснения бывают достаточно аргументированы: стало бы очень скучно, исчезли бы цели, не было бы возможности расти и становиться лучше.

Уже на этой стадии снимается определенная доля тревожности, но ставить точку в разговоре этот момент рано. Младшие подростки мыслят «глобально», делая вывод на основе одного факта, одной детали картины, и такое «право на ошибку» у тех, для кого смысл учебной работы сводиться лишь к получению отметки, приведет к разрешению оставаться своеобразными «интеллектуальными гурманами», когда новые знания  приобретаются, но не закрепляются и не отрабатываются. Беда многих интеллектуально одаренных детей как раз и состоит в том, что способности не подкрепляются работоспособностью. Усугублять эту проблему нельзя, иначе некоторые ребята право на ошибку автоматически дополняют правом никак ее не исправлять.

Следующий этап работы – обсуждение того, что учебные ошибки случаются по двум принципиально разным причинам. Одни связаны с тем, что ученик не прилагает достаточно усилий и не проделывает нужного количества упражнений, позволяющих знаниям автоматизироваться. Ребята связывают эти ошибки с ленью. Вторые – возникают в ситуации, когда осваивается нечто новое, более  сложное. Они – свидетельство роста и движения вперед, ими можно даже гордиться. Обсуждение с ребятами этой двойной природы ошибок крайне важно. В качестве примера первого можно привести умение использовать таблицу умножения, которую нужно было заучить во втором классе, но к пятому или к шестому она еще не выучена. Здесь путь один – справиться с ленью и выучить. Иллюстрацией второго может быть ситуация, при которой человек научился безошибочно списывать с книги, но стал допускать ошибки, когда возникла необходимость самому сформулировать мысль и записать ее, например в сочинении. Младшие подростки легко соглашаются с тем, что умение сочинять гораздо сложнее, чем умение безошибочно переписывать с образца, и на  первом этапе ошибки вполне вероятны.

Принесет ошибка пользу или вред зависит от того, как к ней относиться. Если видеть проблему, вопрос, требующий разрешения, исследования и работать, то она превращается в ступеньку лестницы, позволяющей подняться выше. Если на ошибку не обращать внимания, или ограничиваться только переживаниями, то никакой пользы не будет. Для обсуждения уместна аналогия с обучением езды на велосипеде. Нужно научиться правильно взяться за руль, ставить ноги на педали и верно держать равновесие спиной, чтобы не падать. Пока человек учится координировать движение, он совершает ошибки: то нога с педали соскользнула, то спина наклонилась, то руль из рук вырвался. После нескольких попыток наступает такой прекрасный момент, когда спина, руки и ноги начинают действовать слаженно, падения прекращаются, и человек думает: «Сейчас доеду до моста, встретимся там с мальчишками и поедем в соседнюю деревню». В этот момент учение заканчивается, а велосипед используется для достижения новых целей. Это – хороший вариант работы над ошибками, если же испугаться первых синяков, или говорить себе, что все равно никогда не получится, то вместо ощущения силы придет чувство неумелости и слабости.

После обсуждения всех аспектов отношения к ошибке младшим подросткам предлагается придумать девиз, отражающий их новую позицию. Вот некоторые примеры:

Мы будем много в жизни ошибаться,
И будем говорить: «Ну, все – не прет!»
Но будем думать; «Кто ищет, тот всегда найдет!

М. Петр.

Пусть я ошибки допускаю, но я потом их исправляю

П. Михаил

Если ошибка тебя добивает, выигрывает тот, кто ее побеждает»

Р. Лиза

Мы, ошибку не боимся,
Мы ошибкой не гордимся,
Ошибка нами не будет править.
Ошибку можем мы исправить»

Е. Глеб

Когда ошибку ты найдешь,
То от нее ты не уйдешь.
Не надо нервничать, кричать,
А надо просто исправлять.

И. Александра.

Одной беседой с младшими подростками нельзя ограничиться. Ребята ориентируются на то отношение к ошибке, которое транслируют им взрослые. Поэтому необходима специальная работа с родителями, позволяющая взрослым уточнить свое отношение к проблеме, или выработать новый взгляд на нее.

«Работа над ошибками» является частью деятельности по оказанию психологической поддержки одаренным детям в период прояснения личностного смысла учебы. Поэтому нельзя ограничиваться только разбором вопроса об ошибке. Вслед за данной темой необходимо обсуждение отношения к отметкам, в которых проявляется баланс верного и неверного, а также того, в чем разница между отметкой и оценкой и ряда других проблем.

Презентация к статье

Еще из рубрики Научные статьи, Новости

Обсуждение закрыто.