Вниз

17 Март 2011

Проблема современного понимания общеобразовательного значения школьного курса физики

Шаронова Н.В.

кафедра теории и методики обучения физике, МПГУ

В настоящее время максимально возможную остроту приобретает проблема общеобразовательного значения изучения физики в средней школе, неразрывно связанная с проблемой формирования мировоззрения учащихся общеобразовательной школы.

О формировании мировоззрения на уроках физики или вообще не говорят в методической литературе, или изредка «возрождают» давно известные истины. И это не удивительно. Зачем говорить о мировоззренческом потенциале физических знаний, если главное для учителя – подготовить учащихся к ЕГЭ и применить ИКТ, когда на урок придет методист? Такая постановка вопроса, безусловно, нарочито обостряет проблему, но, может быть именно такой подход «сдвинет ее с мертвой точки»»?

Многим представляется актуальным лишь такой мировоззренческий аспект образования, как нравственная и общекультурная ценность религиозного воспитания. Исследовать проблему формирования естественнонаучного мировоззрения стало немодным и непрестижным. В методических исследованиях и практических школьных инновациях ключевые позиции занимает применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Компьютеризация школьного образования как важнейший компонент информатизации общества в целом многими рассматривается как основной, если не единственный путь повышения эффективности образовательного процесса, как средство решения практически всех образовательных проблем – от реализации личностно-ориентированного обучения до осуществления компетентностного подхода к образованию.

Уход в тень мировоззренческой проблематики из педагогической области  в целом и, в первую очередь, из научно-методической области, занимающейся естественнонаучным образованием, имеет вполне объективные причины, поскольку в условиях плюрализма мировоззрений и необходимости формирования толерантности в отношении мировоззренческой позиции окружающих вообще не ясно, какое мировоззрение следует формировать. Ясно только, что это должно быть мировоззрение, основанное на общечеловеческих ценностях, мировоззрение гуманистическое, позволяющее осознавать глобальные проблемы и участвовать в их решении. Но тогда, казалось бы, причем тут преподавание физики?

В условиях агрессивного развития мистики и «околонауки», в которые нас погружают средства массовой информации, в условиях, когда научность мировоззрения становится едва ли не синонимом бездуховности и безнравственности, могут ли и должны ли учителя физики заниматься проблемой формирования научного мировоззрения  своих учеников?

С другой стороны, признание образовательного и развивающего потенциала информационных и телекоммуникационных компьютерных технологий привело в определенном смысле к абсолютизации роли и преувеличению возможностей их применения в процессе обучения. При проведении проверок образовательных учреждений, аттестации учителей, в ходе различных учительских конкурсов, при подготовке открытых уроков  и т.п. требование применить на уроке электронные образовательные ресурсы выходит на первый план, становится если и не единственным, то основным.

Однако излишнее увлечение применением ИКТ в процессе обучения может сыграть и негативную роль. Велик соблазн уйти от трудоемких психологически сложных форм непосредственного взаимодействия учителя и учащихся на уроке в красивую, легкую в применении, не требующую эмоциональных затрат от учителя, рационализирующую учительский труд «компьютерную реальность». И этот «уход» опасен в первую очередь в мировоззренческом плане! Излишнее погружение в компьютерные модели  способно исказить представления юного человека о Мире и Человеке в нем. Не случайно психологи при обсуждении вопроса, почему подростки способны разговаривать, не глядя собеседнику в глаза, говорят: «Не удивляйтесь, ведь при общении с компьютером им не нужно лицо собеседника». И мимика при общении в сети сводится к набору очаровательных мордашек.

Как же помогать молодому поколению  жить в компьютеризованном обществе, признающем свободу совести и, следовательно, свободу выбора мировоззренческой позиции, и предоставить возможность выбрать научную позицию в понимании Природы, помочь преодолеть «болото невежества»?

Осмысление сложнейших философских вопросов, непосредственно связанных с естественнонаучным знанием, ни в коей мере не мешает духовным поискам Истины. Поэтому на уроках физики необходимо говорить о материи (материальных объектах в микро, макро и мега мире), движении (физических процессах – от чувственно воспринимаемых механических и тепловых до квантовых процессов с микрообъектами) и взаимодействии (четырех фундаментальных типах взаимодействия на уровне физической формы движения материи). Необходимо обсуждать вместе с учениками причинно-следственные связи явлений, основные закономерности естественнонаучного познания (пути получения истинного знания, свойства истинного знания, моделирование как универсальный метод научного познания и пр.).

И не просто говорить, а организовывать самостоятельную познавательную деятельность ученика, в ходе которой он будет убеждаться в объективности существования, динамичности и развитии, принципиальной познаваемости физических объектов и процессов. В этой познавательной деятельности ИКТ должны найти свою область применения, должны использоваться там, где это действительно повышает эффективность обучения и не приводит к деформации мировоззренческих представлений учащихся. Поэтому так велика роль натурного демонстрационного и самостоятельного ученического физического эксперимента.

Думается, что такая постановка проблемы сделает однозначным ответ на вопрос про общеобразовательное значение изучения физики в школе: школьный курс физики призван, прежде всего, предоставить возможность выбора определенной мировоззренческой позиции, основанной на признании продуктивности научного отношения к Миру и Человеку. Иначе нас победят – магия, астрология, колдовство. Иначе наши выпускники будут думать, что Солнце вращается вокруг Земли и что имеет смысл искать новые источники энергии, работа которых закону сохранения энергии подчиняться не обязана.

Еще из рубрики Научные статьи

Обсуждение закрыто.