Вниз

17 Март 2011

Подготовка учащихся основной школы к изучению физики на профильном уровне

Карпушина С. Н.

В большинстве школ предпрофильная подготовка учащихся по физике осуществляется в 9-х классов за счет введения курсов по выбору. Зачастую данные курсы направлены либо на углубление знаний по предмету, либо на развитие умений решать задачи повышенной сложности, либо на формирование экспериментальных умений. Очень редко удается решать все три этих задачи одновременно за счет таких курсов, а если это и удается, то только в рамках одной-двух тем курса физики. Если учащийся не попробует себя во всех специфических видах деятельности, характерных для физики (изучение материала на более высоком уровне, проведение эксперимента и обработка его результатов; решение расчетных и графических задач повышенной сложности), то трудно считать его предпрофильную подготовку целостной.

Одним из вариантов решения этой проблемы является введение предпрофильных классов определенного направления или, по-другому, «мягких» профилей в 8-х – 9-х классах. Такие классы существуют в некоторых школах. Это могут быть физические классы, физико-математические классы, в нашей школе – в Московской гимназии на Юго-Западе № 1543 – это физико-химический класс. Особенность учебного плана заключается в увеличении часов, отводимых на изучение физики и химии в таких классах, кроме того существует развитая система факультативных курсов и кружков, которые проходят во внеурочное время

Таким образом, учащиеся уже в 7-м классе сталкиваются с необходимостью выбора того направления, по которому они будут обучаться. Для того, чтобы помочь семиклассникам выбрать профиль обучения, в гимназии открыты вечерние школы. Занятия в них проводятся один раз в неделю по два часа. Учащийся может посещать одну школу или несколько. Так же занятия вечерних профильных школ могут посещать и учащиеся 7-х классов других учебных заведений. Помимо этого уже с 6-го класса начинают работать кружки и факультативы по физике.

Зачисление учащихся в профильные 8 классы производится на основе равного конкурса, в котором принимают участие семиклассники гимназии и других школ. В соответствии с Уставом гимназии зачисление учеников в 8 классы производится приёмной комиссией на основе результатов собеседования по физике, с учётом выполнения работ по математике и русскому языку и рекомендаций педагогического совета учителей, работающих в 7 классах нашей гимназии.

Учащиеся 8-х классов изучают физику по традиционной программе. Углубление осуществляется в первую очередь за счет экспериментального, практического компонентов курсов, а также рассмотрения прикладных вопросов физики и решения задач повышенной сложности.

В 9-м классе содержание курса немного меняется по сравнению с общеобразовательным. Помимо вопросов, входящих в обязательный минимум содержания основного общего образования по физике, рассматриваются следующие: преобразования Галилея и их следствия, неинерциальные системы отсчета и силы инерции, движение твердого тела, равновесие твердых тел, движение в движущихся жидкостях и газах, уравнение Бернулли. Можно сказать, что в 9 классе удается не только выполнить требования стандарта для основной школы к знаниям и умениям учащихся по механике, но и во многом перейти к формированию этих знаний на профильном уровне.

Также продолжается работа по проведению  практических работ и решению задач повышенной сложности. Кроме того, учащиеся этого класса выполняют обязательную «курсовую» работу по физике. Это одна из форм учебно-исследовательской деятельности учащихся, направленная на формирование исследовательских умений учащихся, развитие их интереса к предмету, углубление и расширение знаний по физике.

На занятиях физического практикума происходит формирование экспериментальных знаний и умений: пользоваться лабораторным оборудованием, применять теоретические знания при решении практических задач, представлять в разных формах, обрабатывать и анализировать полученные результаты эксперимента, рассчитывать погрешности измерений.

Примерная тематика работ физического практикума представлена в таблице 1.

Таблица 1

Список работ физического практикума для учащихся 8-х и 9-х классов

8 класс 9 класс
I полугодие
Определение плотности тела неправильной формы Определение ускорения тела при равноускоренном движении
Измерение атмосферного давления. Проверка соотношения перемещений при равноускоренном движении
Градуировка термометра Изучение движения тела, брошенного горизонтально
Изменение агрегатного состояния вещества. Измерение удельной теплоты плавления льда. Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту
Изучение процесса плавления олова. Исследование траектории движения тела по наклонной плоскости
II полугодие
Изучение вольт-амперной характеристики лампы накаливания Измерение силы упругости
Определение емкости конденсатора Измерение силы трения
Расширение пределов измерения вольтметра и амперметра Проверка закона сохранения импульса
Определение КПД нагревательного прибора Проверка закона сохранения механической энергии
Определение фокусного расстояния линзы. Проверка формулы линзы. Изучение механических колебаний

Содержание работ физического практикума отличается от содержания лабораторных даже при схожих названиях работ. Например, лабораторная работа по определению коэффициента трения скольжения предусматривает только изучение движения тела на горизонтальной плоскости. Работа в практикуме подразумевает измерение коэффициента трения различными способами. Рассматривается движение тела не только на горизонтальной плоскости, но и на наклонной. А также определяется коэффициент трения скольжения с помощью закона сохранения механической энергии, после чего учащиеся сравнивают полученные результаты экспериментов, определяют погрешности измеренных величин и делают вывод о целесообразности использования того или иного способа измерения.

Лабораторную работу по изучению закона механической энергии обычно проводят, сравнивая уменьшение потенциальной энергии прикрепленного к пружине тела при его падении и увеличение потенциальной энергии растянутой пружины. На работе физического практикума наши школьники изучают закон сохранения механической энергии при упругом и неупругом соударениях тел с помощью комплекта оборудования L-micro.

В отличие от большинства фронтальных лабораторных работ учащиеся не работают по готовым инструкциям. Школьники заранее получают  график выполнения работ с контрольными вопросами к допуску и списком литературы для самостоятельного изучения. После самостоятельного изучения материала и ответа на вопросы у учащихся формируются представления о ходе выполнения работы и способах измерения той или иной величины. Учащиеся самостоятельно готовят лабораторный журнал с конспектом теории и таблицами.

Таким образом, при выполнении работ практикума преобладает самостоятельная работа школьников, что является средством получения глубоких и прочных знаний учащихся по физике, которые необходимы не только для дальнейшего изучения курса физики в старшей школе, но и для поступления в ВУЗ. 

Большое внимание в физико-химическом классе уделяется решению задач. После изучения нового материала учителем подбирается система качественных, графических (там, где это возможно) и расчетных задач различной сложности: от самых простых задач общеобразовательного уровня  до олимпиадных. Большой выбор задач позволяет подобрать задания таким образом, чтобы их решение было доступным  и интересным как слабому ученику, так и сильному.

Многолетний опыт существования физико-химических классов подтвердил целесообразность введения профильных направлений уже на восьмом году обучения школьников с целью подготовки учащихся основной школы к изучению физики на профильном уровне в 10-х-11-х классах.

Школьники пробуют себя во всех видах деятельности, характерных для физики (изучение материала на более высоком уровне, проведение эксперимента и обработка его результатов; решение расчетных и графических задач повышенной сложности). Активно участвуют и занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах различного уровня по физике. К концу обучения в 9-м классе большинство учащихся сохраняют свое желание продолжить обучение в профильном классе и, успешно выдержав вступительные испытания, поступают в 10-й класс физико-химического профиля. Кроме того, некоторые школьники уже к концу девятого года обучения делают окончательный выбор ВУЗа, в котором будет продолжено их обучение после школы, и на конкурсной основе поступают в заочные и вечерние физико-математические школы престижных ВУЗов Москвы.

Еще из рубрики Научные статьи

Обсуждение закрыто.